Навигация:

Об Архивной службе

Гастроли Дружбы народов

kabar13

Сотрудники Архивной службы КБР ежегодно осуществляют подготовку историко-архивного справочного издания «Календарь знаменательных дат», куда включается информация о событиях истории и современной жизни республики и ее населенных пунктов, об известных персонах, чья жизнь и деятельность неразрывно связаны с родной Кабардино-Балкарией.

Архивисты делают все возможное, чтобы сведения, представленные в ежегодниках, наиболее полно отражали все сферы жизни республики. С этой целью календарная база данных систематически пополняется в процессе полистного просмотра архивных документов и периодических изданий, находящихся на государственном хранении в республиканских архивах.

 

В ходе подготовки Календаря знаменательных дат на 2018 год в подборке газеты «Кабардино-Балкарская правда» за октябрь-декабрь 1968 года был выявлен цикл статей, посвященных гастролям Государственного ансамбля танца Кабардино-Балкарской АССР «Кабардинка» по странам Магриба (Марокко, Алжир, Тунис и Ливия).

Приведем отдельные их фрагменты:

…«Алжирцам очень полюбились танцоры с далекого Кавказа. Где бы они не выступали – в Тлемсене или Оране, Сиди-бель-Аббесе, Маскаре или Тиарете – везде публика оказывала им горячий и радушный прием.

Зрители, собравшиеся в зале Национального театра алжирской столицы, встречали горячими аплодисментами каждый номер, исполнявшийся артистами «Кабардинки».

Особенно понравились зрителям народный танец «Голлу», исполненный мужской группой, массовые танцы «Удж-хешт», «Абзех», «Тёгерек-тепсеу», «Кабардинка».

Под возгласы «бис», «браво» прошел танец молодых девушек с гор в блестящем исполнении артистов ансамбля С.Келеушевой, Л.Нагудовой, Л.Жабоевой, Л.Карежевой и др.

Дважды пришлось повторять танцорам задорный танец «Народные игры»…

…«Зал Муниципального театра на бульваре Хабиба Бугрибы в тунисской столице был заполнен до отказа. Билеты на концерт давно распроданы, а у кассы и подъезда театра стояли десятки людей, стремившихся попасть на выступление Государственного ансамбля танца Кабардино-Балкарской АССР.

Как и все прежние выступления «Кабардинки», концерт в столице прошел с огромным успехом. В зале беспрерывно раздавались взрывы аплодисментов, возгласы одобрения, которыми публика выражала восхищение мастерством артистов.

Можно без преувеличения сказать, что все номера программы имели заслуженный успех, но наиболее бурное одобрение встретили аджарский и лирический танцы, «Кафа», праздничный Исламей, танец горянок. Покоренные грацией и ловкостью, мастерством исполнителей, зрители настойчиво требовали повторения наиболее понравившихся им номеров.

Успех ансамбля был обеспечен высоким исполнительским мастерством всего коллектива. В значительной мере этому способствовали также выступления заслуженных артистов республики М.Алакаева, Ф.Дышековой, П.Ашурова, артистов Дзахмишевых, Х.Шомахова, М.Дижафарова и других»…

 kabar2

Солистки «Кабардинки» в «Кафе». Национальный театр Марокко. Октябрь 1968г.

Это были первые зарубежные гастроли ансамбля «Кабардинка» в качестве самостоятельного профессионального хореографического коллектива после реорганизации летом 1965 года Государственного ансамбля песни и танца Кабардино-Балкарии и создания вместо него двух - хорового и танцевального.

В 1967 году молодой ансамбль уже стал лауреатом Всесоюзного юбилейного смотра музыкальных коллективов, посвященного 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции во время Дней культуры и искусства РСФСР, но пока еще только мечтал о поездках за рубеж для проверки своих творческих возможностей за пределами страны.

В управлении центра документации новейшей истории Архивной службы КБР бережно хранится фонд государственного и общественного деятеля республики Килостана Касимовича Эфендиева, занимавшего в ту пору пост министра культуры КБАССР и участвовавшего в подготовке и проведении гастрольного тура «Кабардинки» по странам Северной Африки. Вот что он пишет в своих книгах «Браво, «Кабардинка»!», Н., 1992 и «Годы, события, люди», Н., 2010:

kabar14

 «В предмайские дни 1968 года Министерство культуры республики получило из Москвы предложение направить в октябре «Кабардинку» на двухмесячные гастроли в страны Магриба. Артисты ансамбля, его директор Е.В.Аронов, главный балетмейстер Г.Ю.Гальперин, балетмейстер М.И.Ульбашев, Министерство культуры республики сделали все необходимое, чтобы тщательно подготовиться к поездке в средиземноморские страны Северной Африки.

Рано утром 16 октября 1968 года артисты ансамбля, их родственники, руководители республики Т.К.Мальбахов, А.Н.Ахохов, М.А.Кульбаев, М.Х.Шекихачев собрались у Музыкального театра, прошли в зал. Все приготовились слушать большую напутственную речь. Но все три минуты говорил с нами Тимбора Кубатиевич Мальбахов. Думаю, что он хотел подчеркнуть этим важность той миссии, с которой впервые отправлялась «Кабардинка» за пределы СССР. В тот же день она в полном составе была уже в Москве»...

«До вылета из Москвы оставались сутки. Почти весь день 17 октября ансамбль находился в Министерстве культуры СССР. Здесь коллектив бегло ознакомили с историческими особенностями и нынешним состоянием четырех стран Магриба. Во второй половине дня нас пригласили к Министру культуры СССР. Просто и в то же время взволнованно Екатерина Алексеевна Фурцева говорила о целях нашей поездки за границу. Артисты ансамбля дружными аплодисментами ответили на ее слова о том, что, как она уверена, миссия «Кабардинки» увенчается успехом, что кабардино-балкарские артисты высоко, с честью и достоинством пронесут по североафриканским странам знамя советского искусства»…

«В половине второго ночи 18 октября 1968 года советский самолет Ил-18 с «Кабардинкой» на борту плавно оторвался от бетонки подмосковного аэродрома»…

 kabar1

В гостях у посла СССР в Марокко. Октябрь 1968г. Слева направо: М.А.Ахмедов, Н.К.Гасташева, посол Л.Ф.Паламарчук, К.К.Эфендиев, Л.Г.Карежева

 Так делегация составом 47 человек с артистами «Кабардинки», чей средний возраст был 29 лет, а самому младшему танцору только исполнилось 16, отправилась в дальнее путешествие с великой целью обеспечить выход танцевального и музыкального искусства кабардинцев и балкарцев на мировую арену.

Сегодня доподлинно неизвестно, где и когда родились кавказские танцы, которые, как и весь Кавказ, живут, кипят, бурлят, несутся вскачь, но свято хранят свою самобытность и традиционность. Многие, к примеру, оспаривают авторское право на лезгинку, а танец живет своей собственной жизнью, с легкостью перешагивая политические границы, не ведая об экономических слоях, не признавая возрастов, завоевывает сердца людей своей искренностью и открытостью, как только может сделать это самое настоящее искусство.

За дни пребывания в арабских странах «Кабардинка» в очередной раз доказала, что искусство всегда выше политики, корыстных устремлений и человеческого честолюбия. Гастроли «Кабардинки» имели огромное значение в расширении культурного сотрудничества Советского Союза с народами североафриканских стран, что высоко было оценено и их государственными деятелями, и обычными гражданами.

 kabar4

Коллектив «Кабардинки» в гостях у губернатора провинции Сус и Набёль Амора Шешиа, Тунис. Ноябрь 1968г.

 Из воспоминаний солистки ансамбля Зары Андулаховны Дзахмишевой (Куантовой): «Самое сильное впечатление оставило первое наше турне по странам Северной Африки. Особенно Марокко, где жители были одеты в диковинные национальные одежды, а женщины скрывали свои лица под чадрой. Перед выступлением нас предупредили, чтобы мы не рассчитывали на аплодисменты, так как в Марокко не принято таким образом выражать свой восторг и поощрять артистов. После того, как мы сплясали первый танец и умолкла музыка, в зале на несколько секунд воцарилась полная тишина, а затем его своды завибрировали от топота и улюлюканья. Этот звук был похож на тот, что издают киношные индейцы в вестернах. Так марокканцы выражали свое одобрение. Мы это поняли и ободренные продолжили концерт».

Артисты ансамбля проделали огромную работу: они выступали не только в столицах и крупных городах, но и в самых отдаленных уголках Марокко, Туниса, Алжира и Ливии, после выступлений знакомились с многочисленными фольклорными и танцевальными коллективами, делились опытом с товарищами по искусству.

kabar9 

Министр культуры КБАССР К.К.Эфендиев (в центре) с артистами «Кабардинки» во время посещения школы искусств в Алжире. Ноябрь 1968г.

 kabar8

Учащиеся школы искусств в Алжире провожают артистов «Кабардинки». Ноябрь 1968г.

 Руководитель гастролей Николай Михайлович Алещенко вспоминал: «В ливийской столице Триполи мы воочию убедились в том, какую «цивилизацию» в качестве альтернативы предлагает арабам так называемый «свободный мир». В городе шли в основном американские фильмы, реклама которых пестрела изображениями полуобнаженных женщин, убивающих и убиваемых супергероев. «Если вы хотите отдохнуть, наконец, от приевшихся всем дешевых кинокартин и шоу в ночных клубах, - писала одна из местных газет, - хотите увидеть настоящее искусство, отправляйтесь на концерт советского ансамбля «Кабардинка». Его можно смело отнести к числу лучших танцевальных коллективов».

Восторженно местной публикой были восприняты выступления молодого ансамбля в национальных костюмах, сшитых в мастерских Мариинского театра в Ленинграде по эскизам, соответствующим образцам, хранившимся в Эрмитаже.

«Не хватает слов для описания этого фантастического зрелища, - сообщала об одном из выступлений ансамбля марокканская газета «Вижи марокан», - это надо пережить самому вместе с артистами, которые заражают буквально каждого сидящего в зале своим неподдельным весельем. Народность и бережное отношение к древним национальным традициям отчетливо ощущаются во всех номерах программы».

«Кабардинка» - писал алжирский еженедельник «Альжери актуалите», - ансамбль, полный порыва и свежести, грации и молодости».

Тунисские газеты также дали высокую оценку танцевальному мастерству советских артистов. «Тунисские зрители, - отмечала газета «Аксьон», - в Джендубе, Кефе, Кассерине, Гафсе, а также других губернаторствах будут бурно приветствовать каждое новое выступление, каждый новый номер программы концерта – изящного и красочного, соединившего в себе грацию и ловкость, силу, лирику и тонкий юмор».

Первыми эти гастроли стали и для Наталии Гасташевой – солистки-вокалистки ансамбля «Кабардинка». Газета «Ливийские времена» писала: «Как полная перемена народным танцам, от которых у нас захватывает дух, звучит великолепное пение Наталии Гасташевой. Русское совершенство ее сопрано особенно видно, когда она поет песню о двух ласточках, на смену которой приходят бурные аплодисменты».

kabar5

Молодая певица подарила благодарным зрителям образ поэтической, вольнолюбивой и прекрасной черкешенки. Алжир, Тунис, Марокко, Ливия – первый гастрольный маршрут, ставший поворотным в ее судьбе. Фотографии, вырезки из газет и журналов, путеводители, буклеты, собранные Н.К.Гасташевой во время гастролей по Северной Африке, хранятся в управлении центра документации новейшей истории Архивной службы КБР в ее личном архивном фонде.

Очень символичным стало то, что в первый ливийский документальный фильм «День Ливии», который был показан в конце 60-х годов, первым открытым в Ливии национальным телецентром, вошел рассказ о «Кабардинке».

Ровно пятьдесят лет назад артисты Государственного ансамбля танца Кабардино-Балкарской АССР «Кабардинка» совершили своего рода артистический подвиг. За два месяца гастрольной поездки в непривычных для наших артистов погодно-климатических условиях с резкими перепадами атмосферного давления, температуры и влажности воздуха, зачастую на плохо оборудованных сценических площадках, мужественно перенося все испытания, ими было преодолено более 7 тысяч километров, покорено 29 городов Марокко, Туниса, Алжира и Ливии, дано 52 концерта, на которых присутствовало около 30 тысяч человек, не считая сотен тысяч зрителей, получивших возможность познакомиться с искусством советских мастеров танца по телевидению.

kabar12 

«Кабардинка» с честью выполнила свою задачу, и не только в артистическом отношении. Ее гастроли способствовали еще большему упрочению крепнущих год от года уз дружбы между советским и арабским народами.

В своих воспоминаниях в завершении рассказа о первом зарубежном путешествии молодого интернационального коллектива К.К.Эфендиев писал:

«Время неудержимо. Оно стремительно уходит в будущее, непрерывно обращая настоящее в прошлое, нанизывая на нить истории одно событие за другим. Кто знает, возможно же, что люди, которые будут вносить в историю народов Кабардино-Балкарии события наших дней и лет, найдут нужным отнести несколько строк первому выходу большого отряда представителей искусства республики на театральные подмостки далеких от нас стран. Тогда, быть может, и пригодятся имена тех, из кого был составлен этот сплоченный и, не побоюсь сказать, боевой коллектив. Если так случится, любознательный историк найдет их в приводимом ниже небольшом документе, из которого я изъял только одну строку без точки.

ПРИКАЗ

МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ СССР

№665

г.Москва                                                                                            24 декабря 1968г.

О гастролях Государственного ансамбля

танца Кабардино-Балкарской АССР

«Кабардинка»

С 18 октября по 17 декабря 1968 года в Марокко, Алжире, Тунисе и Ливии состоялись гастроли Государственного ансамбля танца «Кабардинка» в составе 47 человек.

За этот период коллектив выступил в 29 городах и дал 52 концерта, на которых присутствовало более 30 тысяч зрителей. Все выступления прошли на высоком художественном уровне и получили положительную оценку прессы и общественности этих стран. Гастроли ансамбля имели большое политическое значение, способствовали дальнейшему укреплению культурных связей Советского Союза со странами Северной Африки.

Весь коллектив в сложных условиях гастролей проявил высокую ответственность, организованность и дисциплину.

ПРИКАЗЫВАЮ:

Объявить благодарность всем участникам гастролей ансамбля «Кабардинка»:

Ульбашеву М.И. –     балетмейстеру, заслуженному артисту РСФСР

Ахмедову М.А. –       заместителю руководителя гастролей

Аронову Е.В. –           директору ансамбля, заслуженному деятелю

                                     искусств Кабардино-Балкарской АССР

Солистам балета:

Алакаеву М.Х. –         заслуженному артисту Кабардино-Балкарской АССР

Дзахмишевой З.А.

Дзахмишеву К.С.

Дижафарову М.М.

Карежевой Л.Г.

Кешеву Ф.Г.

Гасташевой Н.К. –     солистке-вокалистке

Артистам балета:

Альботову Т.Х.

Арустамову А.С.

Баллаевой В.С.

Дауровой Р.Б.

Жабоевой Е.К.

Казиеву А.А.

Келеушевой С.И.

Керефову А.А.

Кешеву В.Г.

Мацеву Я.М.

Мисакову А.М.

Мочанову А.Н.

Нагудовой Л.Ф.

Ошроеву М.Л.

Тлуповой Н.Ю.

Тутовой А.А.

Тхамокову М.Б.

Хашукоеву А.Б.

Хутатову Ю.Х.

Чеченову В.Д.

Шабаеву В.М.

Шабазгериевой К.Х.

Шабазгериевой К.Х.

Шогенову В.Б.

Шомахову Х.А.

Шортановой А.А.

Артистам оркестра:

Ашурову П.Т. –         заслуженному артисту Кабардино-Балкарской АССР

Дышековой Ф.З. –     заслуженной артистке Кабардино-Балкарской АССР

Кодзову А.Х.

Новикову Г.Г.

Оразаевой Л.А.

Сохову Б.П.

Костюмерам:

Довжику И.И.

Мясниковой Р.С.

МИНИСТР КУЛЬТУРЫ СССР                                           Е.ФУРЦЕВА»

kabar11 

Встреча артистов «Кабардинки» с молодыми кабардинцами из Сирии в Алжире на берегу средиземного моря. Ноябрь 1968г.

 kabar3

На набережной г.Скикда, Алжир. Ноябрь 1968г. Слева направо: К.Эфендиев, М.Ульбашев, М.Алакаев

kabar10 

     На «Чертовом мосту» в г.Константина, Алжир. Ноябрь 1968г.

 

 kabar6       

Встреча артистов ансамбля «Кабардинка» с экипажем крейсера «Грозный». г.Касабланка, Марокко. Октябрь 1968г.

Начальник управления центра документации

новейшей истории Архивной службы КБР

Е.В.Мамбетова

Полезные ссылки

uslugi 

Телефоны "горячей" линии
по антикоррупционной деятельности
АРХИВНОЙ СЛУЖБЫ
тел: +7 (8662)42-45-79
тел: +7 (8662)42-45-85
Телефоны КРУГЛОСУТОЧНОЙ
"АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЛИНИИ"
ГЛАВЫ КБР
тел: +7 (8662)40-89-70
тел: +7 (8662)40-34-32

Адрес: 360000, г. Нальчик, ул. М. Горького, 13
Тел. +7(8662)42-46-04
Факс. +7(8662)42-46-04
archiv@kbr.ru
Прием заявлений и выдача справок гражданам:
понедельник, среда, пятница с 9:00 до 17:00.
Перерыв с 13:00 до 14:00

Сегодня 7

Неделя 436

Месяц 1045

Всего 6635