Навигация:

Об Архивной службе

«80 лет Юрию Темирканову»

 80letTemirkanovy

10 декабря 2018 года исполняется 80 лет художественному руководителю и главному дирижеру Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии, народному артисту СССР, РФ, КБАССР, заслуженному артисту Российской Федерации, Лауреату Государственных премий СССР и РСФСР, полному кавалеру ордена «За заслуги перед Отечеством» Юрию Хатуевичу Темирканову.

В управлении центра документации новейшей истории Архивной службы КБР открыт фонд №П-2621 всемирно известного дирижера, в который включено 519 единиц хранения, охватывающих период с 1931 по 2012 гг.

Работа над фондом велась с 1999 по 2013 год. Основная часть документов, переданная заведующей библиотекой Галиной Леонидовной Ретровской и другими работниками Санкт-Петербургской государственной филармонии им.Д.Д.Шостаковича, была привезена начальником управления Раисой Мухамедовной Ашхотовой из Санкт-Петербурга. Часть документов поступила от членов семьи, часть - от работников Санкт-Петербургского телевидения и Кабардино-Балкарской телерадиокомпании.

В фонде содержится обилие различных статей, очерков, отзывов, стихов, книг и др. материалов о жизни и творчестве Маэстро, документы членов творческой династии Темиркановых, огромный массив фотодокументов (более 800), видеоматериалы, комплекты журнала «Скрипичный ключ», документы ежегодного зимнего фестиваля «Площадь искусств» и мн. др.

К юбилею Юрия Хатуевича мы подготовили подборку цитат и высказываний из документов его личного архивного фонда о Темирканове - дирижере, человеке и гражданине.

 

«Сам он считает, что стать музыкантом ему помог случай. Семилетнего мальчугана – это было в Нальчике, где и сейчас живут мать, братья и сестра Юрия – приметил сосед-скрипач. Он и посоветовал отдать Юрия в музыкальную школу. А когда стало ясно, что музыка – призвание мальчика, было решено, что он поедет учиться в Ленинград. С этого момента для юноши-кабардинца начался путь в большое искусство. В редкие недели отпуска, когда удается вырваться в родные места, Юрий, как в детстве, любит уйти с братом в горы, где в стремительно летящих реках преодолевает поток упрямая форель. Но часто бывает, что в серебряном звоне воды ему послышится голос оркестра – и мыслями он снова в Ленинграде». В Ганшин, О.Сердобольский «Музыка - на всю жизнь», газета «Ленинградская здравница», 1971г.

 

«…Я сижу на красном плюшевом диване и жду появления Темирканова. Мне интересно, как встретит его оркестр.

Элегантный молодой человек, здороваясь и улыбаясь, пробирается мимо оркестрантов, становится за дирижерский пульт, и…Тишина.

Ровным, красивым и неожиданно низким для него голосом очень негромко говорит: «Стравинский. Симфония. Начнем с пятой цифры…» На протяжении трех часов репетиции я не слышал, чтобы Темирканов попросил тишины у оркестра или повысил голос. Он предпочтет во взаимоотношениях с оркестром слову «любовь» слово «власть». Но «власть» на основании авторитета, а не окрика. Оркестр – музыкальный организм. У каждой части свои функции, но вся жизнь, все существо целого должны быть беспрекословно подчинены ритму сердца. Дирижер – сердце». Ю.Рост «Дирижер Юрий Темирканов», газета «Комсомольская правда», февраль 1972г.

 

«Юрий Темирканов дирижер блистательный. Трудно подобрать иное слово, чтобы определить почти невесомое порхание его дирижерской палочки, которая проводит оркестр сквозь все подводные камни и рифы, все трудности любой партитуры, оставляя впечатление удивительной легкости, изящества и блеска. Но за этой легкостью вы всегда ощущаете напор колоссальной энергии, темперамента, непреклонности творческой воли. Она убеждает, заставляет поверить в логичность его дирижерского видения. И еще одна черта его творческого облика – острейшее чувство современности, желание постичь новое, убедить в его художественной ценности, в необходимости поиска, эксперимента. Не случайно композиторы доверяют ему первое исполнение своих произведений». А.Дашичева «Собранье пестрых глав», журнал «Театральная жизнь», февраль 1983г.

 

«-Кого вы можете назвать своими учениками?

-Такой же вопрос задали однажды Георгию Александровичу Товстоногову, глубоко мною чтимому мастеру. Как отлично он ответил: «Сказать, кто мои ученики, - нельзя. Это ученики должны сказать, кто их учитель». В.Нестеренко «Всего лишь взмах руки». Интервью с Ю.Х.Темиркановым, газета «Ленинградский рабочий», июль 1983г.

 

«У себя в Кабардино-Балкарии я встречал глубоко интеллигентных людей среди стариков: мудрых и терпеливых, наделенных огромным жизненным опытом, помноженным культурой народа. Им не посчастливилось учиться в ВУЗах – другие были времена, другие условия, - но им удалось не потерять связей с прошлым своего народа, с его обычаями, со своей землей, со своим языком.

Кстати, хорошее владение родным языком – один из главных признаков культуры человека. У нас же порой человек говорит на родном языке, употребляя половину иноязычных слов, и бравирует этим. Между тем такой разговор на полуязыке вряд ли его украшает. Нужно говорить чисто, грамотно, умея пользоваться всеми его богатейшими возможностями и на русском языке, - без этого мы потеряли бы возможность общения с другими нациями, возможность постижения мировой культуры, знакомства с историей. И также хорошо нужно говорить на родном языке – языке твоей земли, твоей матери». Е.Белгорокова «Вечный поиск», газета «Кабардино-Балкарская правда», [1986г.]

 

«Наблюдать Темирканова на репетиции стоит иного концерта. Есть в нем какая-то пушкинская легкость, быстрота реакции, юмор. В его распоряжении целое «депо метафор», пользуясь выражением Юрия Олеши. Его поразительно меткие реплики подчас становятся легендами. А ведь иногда на оркестровых репетициях одна точно и вовремя сказанная фраза стоит целого часа мучительного труда. Помню, как на репетиции моего третьего фортепианного концерта он сказал музыканту: «В этом месте включите пальцы в розетку». Какое же в этом ощущение музыки!» Р.Щедрин «Король музыкальной речи». Журнал идеологического отдела Кабардино-Балкарского обкома КПСС «Политическая агитация», декабрь 1988г.

 

«-Если бы вам предложили создать образ некоего идеального города – что вы взяли бы из Лондона и Петербурга?

- От англичан – отношение к культуре. Это поразительно! Лучшие театры – святыня. Меня не раз возили в Стрэтфорд-на-Эйвоне в Шекспировский театр (это в нескольких часах езды от Лондона). По блату – поскольку все билеты распроданы на год вперед…

И обязательно взял бы прошлое Петербурга. Ведь вся духовная культура России, которую так и не сумели уничтожить большевики, – это Петербург. Недавно меня (опять-таки по блату) водили по запасникам Русского музея. Потрясающее богатство! Нам всем надо постараться сохранить то, чем мы владеем». И.Косенкова, Е.Монусова «Юрий Темирканов – человек и джентельмен, журнал «Натали», 1991г.

 

«- Как вы относитесь к попытке кабардинцев создать государственность сейчас?

-Мне кажется, я могу ошибаться, конечно, что сейчас эта попытка нежизнеспособна. Для меня огорчительно это желание двух народов разойтись, если это действительно их желание. Получается, что в ситуации, когда рушится, делится вся страна, кабардинцы и балкарцы слепо последовали за этой тенденцией. Дело в том, что сейчас очень много псевдопатриотизма, который может принести горе и тому, и другому народу. Я бы от души приветствовал, если бы эти организации – «Хаса», «Тёре» - призывали бы не к разъединению, а к совместному возрождению всего того, что уничтожалось десятилетиями. Можно приветствовать и идею объединения адыгских народов, но балкарцы, которые всегда жили рядом с нами, пусть останутся нашими братьями.

-Организации, которые вы упомянули, уверены, что одно другому не помешает: можно дружить и разделившись.

-Это, знаете, призыв для толпы, это хорошо звучит на площади. Но посмотрите, к чему пришел мир в результате дележа, что в нем творится! Патриотизм – это очень опасный инструмент, его можно легко повернуть во вред народам – и малым и большим. Уверен, что лучше обеспечить братское существование под одной крышей. Я думаю, что некоторые составляют себе политический капитал, особо не задумываясь о последствиях». И.Мезова «Юрий Темирканов: Хотел бы узнать, кто я есть вообще…». «Кабардино-Балкарская правда», август 1992г.

 

«Как-то раз в начале 80-х годов, точнее, к сожалению, не помню, я выехал по делам в Москву. Рано утром в номер гостиницы «Россия» приносят свежие номера центральных газет. Беру «Правду». На третьей полосе – большая корреспонденция из Соединенных Штатов Америки, посвященная выступлениям там известного уже дирижера Юрия Темирканова. «После его концерта, прошедшего с огромным успехом, - сообщал корреспондент газеты, - весь оркестр, как один человек, сошел со сцены и, присоединившись к публике, долго аплодировал Юрию Темирканову». С гордостью я показывал эту статью в тот день многим работникам Министерства культуры РСФСР. История мировой культуры знает не так много подобных примеров. Музыканты – люди гордые, далеко не перед каждым дирижером склоняют они свою голову». К.Эфендиев «Признание», газета «Кабардино-Балкарская правда», январь 1999г.

 

«Когда у меня на Западе берут интервью, я всегда говорю: не делайте из меня героя – я им никогда не был. Вот эмигранты – герои. Они, оказывается, с утра до вечера боролись с коммунистами. А я нет. Я не герой. Я их очень боялся. Потому что они могли в один день порушить мою жизнь. А просто я старался не терять совесть – и с евреями, и с татарами, и с русскими, и с коммунистами, среди которых, между прочим, было очень много симпатичных людей, и даже среди кагэбэшников было много замечательных людей, моих друзей. Я с ними не боролся. Нет. Просто поступал, как мне казалось, по совести. Это я потом узнал от Солженицына: жить по совести. Но и, не зная этого выражения, все-таки пытался поступать так, чтобы мой сын жил, не стесняясь поступков своего отца. И чтобы я умирал, тоже не стесняясь. Вот и весь героизм». Н.Маркарян «Юрий Темирканов: «В прошлой жизни я жил в Древнем Риме», журнал «Смена», январь 2002г.

 

«-Как же вам удалось сделать карьеру и остаться беспартийным?

-Я всегда считал, что понятие российского интеллигента – это немного противостоять любой власти, всегда быть чуть-чуть оппортунистом. Интеллигент – это должность.

-Но ведь вас наверняка звали вступить в партию?

-Много раз.

-И что же вы придумывали, чтобы не вступать?

-Разное. Ну, например, когда Романов (первый секретарь обкома партии Ленинграда) в присутствии человек 20 как-то сказал: «Вот вы все сюда пришли по партбилетам, единственный человек, который пришел по пропуску, - Темирканов. А ведь отец у него был министром, комиссаром партизанского отряда, расстрелянным фашистами, брат – художником, секретарем парторганизации Союза художников, а он (Темирканов) – художественный руководитель Кировского театра – беспартийный». Все заохали. А я ему: «Вы, конечно, обо мне много знаете, но не все. Дело в том, что у меня есть еще один брат, на год старше. А у нас, по законам гор, раньше, чем старший брат, ни жениться, ни в партию вступить нельзя, а он – беспартийный». Так все время что-то и придумывал». Ж.Новикова «Юрий Темирканов: «В глубине души все музыканты хотели быть дирижерами», журнал «Прямые инвестиции», 2005г.

 

«- Вы сравниваете то время и нынешнее?

-Конечно, но так примитивно нельзя сказать, что тогда было плохо, а теперь хорошо. Можно так сказать: я счастлив, что дожил до того времени, когда рухнул коммунизм. Но, с другой стороны, многие, особенно бывшие коммунисты, так ругают все, что тогда было! Это неправда. Тогда было очень много сделано хорошего. Поддерживали культуру. Плохо, но поддерживали. А сейчас – хорошо, но не поддерживают». Е.Бирюкова «Юрий Темирканов: «Во фраке удобно – спереди не мешает, сзади не поддувает», газета «Известия», сентябрь 2006г.

 

«Дирижирует Темирканов, как известно, без палочки. Вопрос о палочке ему задают чаще других, почему-то особенно волнует он западных филармонических старушек. Иногда он отшучивается: вдруг упадет – что тогда? Или рассказывает историю столетней давности, когда музыканты однажды заявили дирижеру, что не хотят играть из-под палки, но со временем все-таки к ней привыкли. Есть и серьезное объяснение: в советские времена палочки, как и все остальное в стране, были дефицитом. Старый мастер, который вытачивал их легкими и удобными, умер. А палочки, сделанные им когда-то для Темирканова, сломались. Ни к кому другому дирижер обращаться не стал, решил обойтись с помощью рук и понял, что дело совсем не в палочке. Его учитель Илья Мусин преподавал такую технологию, с которой «сживешься – и палочку с годами можно выпускать из рук, а не подчеркивать каждый такт, делая из музыкальной фразы рубленую котлету». Поэтому для музыкантов ориентир – темиркановские движения, мимика, взгляд, повороты тела…». Л.Тихонова «Призрак оперы ходит по Европе», «Петербургский FreeTime», сентябрь 2008г.

 

«Мы были дружны с Андреем (Андрей Александрович Миронов (1941-1987гг.) — советский актёр театра и кино, артист эстрады. Народный артист РСФСР) и радовались каждой встрече. Когда я приезжал в Москву, он всегда встречал меня на вокзале, подхватывал мой багаж. Вырывал у меня тяжеленный чемодан. И когда я протестовал, он с обворожительной улыбкой говорил:

- Хатуич, твои руки – это национальное достояние…» Из коллекции Олега Сердобольского. Опубл. в журнале «Телевидение, радио», декабрь 2008г.

 

«Товстоногов смотрел в Кировском «Евгения Онегина» в моей постановке. Мне особенно запомнились его слова о финале, который после слов «О, жалкий жребий мой!» завершался резкими и громкими оркестровыми тактами: та-та-та-та-та-та…

-Как хорошо вы расстреливаете онегинскую судьбу, - заметил Товстоногов». Из коллекции Олега Сердобольского. Опубл. в журнале «Телевидение, радио», декабрь 2008г.

 

«Дирижер заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Николай Алексеев:

-Я до сих пор считаю себя учеником Юрия Хатуевича, несмотря на то, что и сам уже немолодой. В первую очередь у него можно поучиться аристократизму. Для меня он - аристократ в музыке в самом хорошем, глубоком и чистом понимании этого слова, сейчас уже забытом. Мы, конечно, желаем ему долгих лет творчества в высокой музыке, чтобы удовольствие от работы у него никогда не исчезало! Его талант неиссякаем». Поздравления к 70-летнему юбилею Ю.Х.Темирканова, опубл. в газете «Вечерний Петербург», декабрь 2008г.

 

«Несмотря на всемирную известность, маэстро живет, по моему ощущению, очень сложной внутренней жизнью. Чем крупнее человек, тем ему труднее как личности, это аксиома. А Темирканов еще и очень нежный человек, очень терпимый. И очень уставший, вот что я могу сказать. От условий, которые существуют вокруг него. Не забудем, что большую часть жизни он прожил при тоталитарном режиме: одно можно, другое нельзя, по разным поводам тебя вызывают в обком…

Он всю жизнь сопротивляется. Никогда не знал комфортных отношений с властью. И сейчас они непростые. Скажем, он долго и настойчиво добивается памятника Чайковскому в Санкт-Петербурге. Уже есть скульптурный проект, он даже сам подобрал место. Все кивают и говорят да-да-да, но ничего конкретного не предпринимается». А.Сокуров «Высокое, утонченное звучание», газета «Санкт-Петербургские ведомости», декабрь 2008г.

 

«В творческом коллективе нужно, чтобы руководитель был первым среди равных. Его решения не должны обсуждаться. Я немного хитрю: стараюсь производить впечатление мягкого, милого человека, но, если нужно принимать жесткие решения, я их принимаю без колебаний». М.Бабалова «Дирижер Юрий Темирканов: «Люди уважают тех, кого побаиваются», газета «Известия», декабрь 2008г.

 

«Не всегда журналисты задавали Темирканову корректные вопросы. Один из них поставил под сомнение национальность Темирканова. «Великие музыканты большей частью – евреи. Правда ли то, что вы кабардинец?» Реакция Маэстро была молниеносной и остроумной: «Вы же знаете, что я начинал альтистом. Но, поскольку я с Кавказа, где привычнее махать шашкой, стал дирижером». Д.Хагарова «Юрий Темирканов: Я ощущаю себя молодым, а все твердят -70…», газета «Кабардино-Балкарская правда», январь 2009

 

«Еще более неоднородный и экуменичный MiTo 2009 (международный музыкальный фестиваль МИТО, регулярно проходящий в Милане и Турине) явно оправдывает свою функцию самого большого итальянского музыкального супермаркета. Это не фестиваль, по крайней мере в смысле события как такового, это витрина имён, вещей, жанров, талантов. Имён. Но каковы же главные имена? Желающим составить пьедестал нет никакой причины не поставить на самую высокую ступень Юрия Темирканова, который открыл фестиваль MiTo со своим филармоническим оркестром Санкт-Петербурга. Говоря вообще о ныне здравствующих исполнителях: если Аббадо это класс, Баренбойм – это харизма, а Хайтинк – индивидуальность, то русский дирижер – это гениальность, непредсказуемость и блеск». Энрико Джирарди «Пьедестал маэстро: золото Темирканову, серебро Паппано, Бронза Петренко. Витрина имен, вещей, жанров, положений: вот наша шуточная шкала», газета «Вечерний курьер», Милан, сентябрь 2009г.

 

«Всегда гордился своим происхождением. Да и есть чем гордиться, честно говоря. К нам, кабардинцам, черкесам, адыгам всегда относились с большим почтением даже те, кто воевал с нами. В музыкальном интернате был единственным кабардинцем, но тогда о национальностях вообще речи не было. На Западе многие думают, что я еврей, потому что знаменитый. Друзьям, знакомым всегда объясняю – чистый кабардинец.

Когда я Кировский театр возглавлял, писали что-то типа «не лезьте в русскую культуру», но меня это нисколько не трогало. Национализм – это дикость. Дикарство. Две нации есть на свете – приличный человек и г…но…

Из консерватории ушел потому, что студенты принесли мне консерваторскую газету с антисемитской статьей одного из преподавателей. Он написал, а газета напечатала. Прибежали ко мне и преподаватели-евреи: «Что будем делать, маэстро?» - «Подавать заявления об увольнении». Сразу пошел в ректорат, написал, что здесь по моим убеждениям дальше находиться не могу. Оказалось, я один заявление подал. По-моему это был второй случай в консерватории. Первый был Римский-Корсаков». Н.Белых «Над обыденностью и суетой мира», журнал «Мужской характер», 2010г.

 

«Выход Юрия Темирканова на сцену Стратмура во вторник вечером был одним из тех «дежа-дежа-вю».

Один взгляд на его аристократическую манеру и тонкую улыбку вернули воспоминания о тех нескольких, абсолютно восхитительных сезонах, наполненных исключительно насыщенным музицированием, когда он был главой симфонического оркестра Балтимора. Во вторник на концерте, представленном Вашингтонским обществом исполнительских искусств, Темирканов выступал с оркестром Санкт-Петербургской филармонии, который он возглавляет с 1988 года.

Я еще помню, когда он привозил этот коллектив к симфоническому оркестру Балтимора (БСО) для выступления в Майерхоф-холле на заре своей работы здесь. Большинство музыкантов нашего БСО присутствовали на том концерте, и на выходе я столкнулся с одним из них. У него был вид человека в полубессознательном состоянии, он обернулся и сказал: «Так вот, как он хочет, чтобы мы играли».

Темирканов не пытался превратить БСО в копию оркестра Санкт-Петербургской филармонии, но он действительно хотел от них максимально богатого звучания и глубочайшей, почти задушевной фразировки. В этом он преуспел, поэтому многие из нас будут хранить в памяти воспоминания о его пребывании здесь». Тим Смит «В Стратмуре под руководством Темирканова состоялся выдающийся концерт оркестра Санкт-Петербургской филармонии», “The Baltimore Sun”, апрель 2011г. Перевод с английского Лидии Бех-Ивановой

 

«Ритмичные аплодисменты, овации стоя, взволнованным шёпотом обсуждают список прослушанных бисов: это – темиркановцы, ликующая и преданнейшая армия поклонников Юрия Темирканова. Они – молчаливое, рукоплещущее большинство, заполонившее зал на концерте, где дирижирует Юрий Великий (Yuri the Great). Так всегда бывает, на каждом его концерте. Так было в Милане, так было в последние годы, так было и минувшим вечером в Турине на последних двух концертах «Из России с любовью» оркестра Санкт-Петербургской филармонии на фестивале МиТо. Заканчивается все улыбкой Темирканова, который кладет руку на сердце, распахивает объятия, давая понять оркестру, что можно уходить. А публика предпочла бы остаться там и еще попереживать, почувствовать…». Сузанна Франки «Темирканов Великий», Музыкальный журнал, Италия, сентябрь 2011г. Перевод с итальянского Лидии Бех-Ивановой.

 

 

 

Подборку подготовила

начальник управления центра документации

новейшей истории Архивной службы КБР

Е.Мамбетова

Полезные ссылки

uslugi 

Телефоны "горячей" линии
по антикоррупционной деятельности
АРХИВНОЙ СЛУЖБЫ
тел: +7 (8662)42-45-79
тел: +7 (8662)42-45-85
Телефоны КРУГЛОСУТОЧНОЙ
"АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЛИНИИ"
ГЛАВЫ КБР
тел: +7 (8662)40-89-70
тел: +7 (8662)40-34-32

Адрес: 360000, г. Нальчик, ул. М. Горького, 13
Тел. +7(8662)42-46-04
Факс. +7(8662)42-46-04
archiv@kbr.ru
Прием заявлений и выдача справок гражданам:
понедельник, среда, пятница с 9:00 до 17:00.
Перерыв с 13:00 до 14:00

Сегодня 14

Неделя 105

Месяц 1281

Всего 13281